«Компрессия» в переводе с лат. обозначает «сжатие». Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении реферата, тезисов, аннотации, рецензии, а также написании курсовой и дипломной работ. Компрессия основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным.
Конспект – это краткая запись содержания первоисточника, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. Конспектирование может осуществляться тремя способами:
1)цитирование (полное или частичное) основных положений текста;
2)передача основных мыслей текста «своими словами»;
3)смешанный вариант.
Выбор формы конспекта зависит от объема и характера информации, а также цели конспектирования.
Типы конспектов:
— плановые (1 пункт плана – 1 часть конспекта);
— текстуальные (из цитат);
— свободные (цитаты + самостоятельный текст);
— тематические (ответ на ? по нескольким источникам); — конспект-схема (схема).
Тезисы – кратко сформулированные основные положения первоисточника. Первичные тезисы представляют собой краткое изложение содержания публичного выступления (доклада). Вторичные тезисы пишутся на основе текста другого автора. Структура тезисов: преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис.
Аннотация– краткая характеристика первоисточника, информирующая о его содержании. Аннотация не раскрывает содержания документа, а лишь информирует о его существовании и дает самое общее представление о нем. Она обязательно содержит библиографическое описание. Справочная аннотация характеризует тематику текста и сообщает какие-либо сведения о нем, но не дает его критической оценки. Рекомендательная – характеризует текст и дает его оценку в отношении его пригодности для определенной категории потребителей, которым эта аннотация предназначена. Групповая – содержит обобщенную характеристику двух или более произведений.
Реферат – обобщенное изложение содержания первоисточника. Информативный реферат (реферат-конспект) содержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа. Индикативный (реферат-резюме) содержит основные положения, тесно связанные с определенной темой, все второстепенное опускается. количеству реферируемых документов рефераты делятся на монографические, составленные по одному документу, и обзорные, составленные по нескольким документам на одну тему. Структура реферата: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы), описание основного содержания, выводы референта. Реферат отличается от конспекта тем, что содержит оценочные компоненты (нельзя не согласиться, автор удачно описывает …)
Рецензия – это письменный анализ научного текста, предполагающий комментирование основных положений какого-либо научного произведения, выражение своего отношения к постановке проблемы, а также оценку значимости текста. В структуре текста рецензии обязательно наличие следующих компонентов: предмета анализа, актуальности темы, краткого содержания, оценочной части и выводов.
Типовой программой по русскому языку предусмотрено обучение студентов компрессии текста. Однако при изучении темы большое внимание уделяется приемам языкового сокращения текста и не берется во внимание, что смысловая сторона – первична.
Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой.
Понимание текста – это процесс перевода смысла данного текста в другую форму его закрепления. В результате понимания происходит последовательное изменение структуры текста в сознании читателя и процесс мысленного перемещения от одного элемента текста к другому.
Главное — это может быть процесс смысловой компрессии, в результате которого образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста. Работа над компрессиейтекста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ. Для этого нужно уметь выделить главную и второстепенную информацию, уметь воспроизводить информацию текста по плану в письменной форме.
Компрессия основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия.
Компрессия текста основана на трех главных правилах:
1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца.
2. Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выборкоторых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт…, в диссертации использованы следующие методы исследования.
3. В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретнымзначением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.
Слова одной группы отражают композицию текста-источника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста. К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала.
Таким образом, основными операциями с текстом-источником являются: а) структурно-смысловой анализ текста; б) трансформация информативного содержания текста в соответствии с коммуникативным заданием; в) комбинирование и комментирование информативного содержания текста.
Структурно-смысловой анализ текста предполагает трансформацию текста в перечень информативных единиц назывного плана, изложение проблематики вопросного плана и составление краткого конспекта [1]. Более сложный вид компрессии связан с выделением в тексте самых важных в смысловом отношении слов и предложений. Чтобы найти в тексте основные слова и предложения, необходимо знать, как строится смысловая единица текста – абзац.
Что значит «воспринимать содержание текста структурно»? Это значит:
1. Определять функционально-содержательные особенности текста — тип речи, так в структуре текста по типу речи рассуждение определяются тезисы, аргументы, выводы.
2. Определять структурно-композиционные особенности текста-рассуждения.
3. Членить текст на смысловые части – микротемы. Микротема — содержание нескольких самостоятельных предложений, связанных одной мыслью.
4. Определять главную информацию каждой микротемы на основе разделения информации на главную и второстепенную и отсечения второстепенной информации.
Главная информация — информация, без которой неясен основной смысл текста и, значит, может быть искажено его понимание, поэтому главная информация определяется на основе анализа основного содержания текста.
Приемы определения главной информации:
Первый прием — определение темы, проблемы, идеи (авторской позиции): о чем текст? (тема); какой вопрос главный? (проблема); зачем создан текст? (идея).
Тема — (от греч. = то, что положено в основу) — предмет изображения в тексте: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор.
Проблема (греч. = задача, задание) — вопрос, возникающий на каком-либо противоречии социально-общественной, культурной или духовной жизни. Текст создается автором с целью осмыслить эту проблему и выразить свое отношение к ней, предложить свою точку зрения на ее решение.
Идея — (от греч. — понятие, представление) — главная мысль, лежащая в основе текста.
Второй прием — определение ключевых слов каждой микротемы и установление связей между ними (определение в тексте так называемых смысловых маркёров — слов и выражений, отмечающих ключевые моменты содержания и передающих главную информацию).
Приемы сжатия текста:
I. Исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей.
II. Упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние.
Ш. Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения — перевода частного в общее.
Рассмотрим пример сжатия текста [2]:
Биолог — это специалист, который исследует общие свойства и закономерности развития живых организмов, изучает видовое многообразие растений. Он собирает тематический материал, исследует его, организует проведение экспериментов и разрабатывает технологии практического применения полученных результатов.
Используя приём исключения (придаточного предложения; однородных членов; синонимов биолог/специалист, изучает/исследует; повтора слова исследует; слов практический, полученных, как несущих второстепенную информацию)и приём замены сложного предложения на простое и оборота организует проведение экспериментов на проводит эксперименты, получаем сжатый текст: Биолог исследует развитие живых организмов, проводит эксперименты и разрабатывает технологии применения результатов.
Таким образом, сжатое изложение — это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи исходного текста.
Типовой учебной программой по русскому языку предусмотрено обучение студентов понятию компрессии текста как основному виду переработки научного текста. Однако при изучении данной темы на занятиях большое внимание уделяется в основном приемам языкового сокращения текста, при этом не берется во внимание, что смысловая сторона – первична.
Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой.
Понимание текста – это процесс перевода смысла данного текста в другую форму его закрепления. В результате понимания происходит последовательное изменение структуры текста в сознании читателя и процесс мысленного перемещения от одного элемента текста к другому.
Главное — это может быть процесс смысловой компрессии, в результате которого образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста.
Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ. Для этого нужно уметь выделить главную и второстепенную информацию, уметь воспроизводить информацию текста по плану в письменной форме.
Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Только тот текст будет по-настоящему осмыслен, если основное содержание его можно выразить в сколь угодно сжатой форме.
Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия. Матвеева Т.В. в «Полном словаре лингвистических терминов» определяет вторичный текст как «текст, созданный на базе другого текста и сохраняющий его основное содержание. Авторский замысел (интенция) первичного текста во вторичном тексте может оставаться без изменения, но может и меняться» [1].
Компрессия текста основывается на следующих правилах:
1) Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца.
Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.
2) Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт…, в научном исследовании использованы следующие методы исследования.
3) В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.
Слова одной группы отражают композицию текста-источника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста. К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала.
Одним из основных операций с текстом-источником является структурно-смысловой анализ текста.
Структурно-смысловой анализ текста предполагает трансформацию текста в перечень информативных единиц назывного плана, изложение проблематики вопросного плана и составление краткого конспекта.
План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.
Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст — его содержание и композицию, поскольку план всегда отражает структуру текста и вскрывает структурные отношения между частями текста. Восстановление содержания текста по плану является еще и средством самоконтроля и самооценки.
Работа над планом предполагает следующие этапы: осмысление темы, определение микротем и их следования.
Планы бывают двух видов: простые и сложные.
Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий. Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли.
План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца [2].
Сложный план раскрывает и детализирует основную тему путем выделения подтемы. Раскрывая пункты сложного плана, с опорой на текст, можно написать подробный конспект текста
Основными способами сжатия текста (компресии) являются:
Исключение подробностей, деталей:
а) предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты
(подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
б) предложений с описаниями и рассуждениями;
в) повторов;
г) одного или нескольких синонимов.
Обобщение конкретных, единичных явлений:
а) обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных)
вопросов, фактов, примеров. (В этом случае нужно сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами)
б) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Упрощение:
а) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
б) замена сложноподчинённого предложения простым.
в) перевод диалога или прямой речи в косвенную;
г) замена фрагмента текста синонимичным выражением.
д) формулирование мысли своими словами [3].
Таким образом, компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Текст должен быть осмыслен студентами, только в этом случае его основное содержание можно выразить качественно в сжатой форме.
Виды компрессионного трикотажа
Побор компрессионных чулок должен проводиться в соответствии с их назначением. Различают несколько разновидностей трикотажа данного класса, выполняющих разные функции. В том числе компрессионные чулки бывают:
- Профилактические. Рекомендованы для предотвращения развития заболеваний вен людям, которые по профессиональным или другим причинам много времени проводят на ногах или в сидячем положении. Также могут рекомендоваться при беременности.
- Лечебные. Назначаются врачом-флебологом при наличии выраженной патологии с целью лечения.
- Госпитальные. Применяются во время родов или при хирургических операциях с целью предотвращения тромбоза.
- Противоязвенные. Используются при лечении трофических язв.
Степени компрессии
Важнейшим параметром для подбора компрессионных чулков является класс их компрессии. Он характеризует величину создаваемого бельем давления. Другими словами, класс компрессии значит, насколько сильное воздействие оказывает трикотаж. Соответственно, значение этого параметра должно соответствовать назначению и цели, с которой приобретаются чулки.
Разобраться с тем, как правильно выбрать компрессионные чулки, в зависимости от класса компрессии, поможет следующая таблица:
Класс компрессии | Создаваемое давление | Рекомендация по применению |
---|---|---|
Класс 1 | до 23 мм.рт. ст. | На ранних стадиях заболеваний, при увеличении подкожных вен, появлении сосудистых звездочек, появления болей в ногах в конце дня. |
Класс 2 | до 33 мм.рт.ст. | При варикозе и тромбофлебите средней степени тяжести. |
Класс 3 | до 45 мм.рт.ст. | Тяжелая венозная недостаточность с нарушениями трофики. |
Класс 4 | до 50 мм.рт.ст. | Заболевания, связанные с нарушениями лимфотока и образующимися при этом отеками. |
Общие рекомендации по выбору
Эффективное использование компрессионного трикотажа возможно только в том случае, если он отвечает высоким требованиям качества. В первую очередь речь идет о качестве материала. Для изготовления компрессионных чулок должны применяться такие материалы, как натуральный хлопок, лайкра, нейлон, микрофибра. Другие виды волокон для изготовления качественного компрессионного трикотажа, как правило, не применяются.
Обязательно необходимо обращать внимание на маркировку компрессионных чулок. На ней должны быть нанесены все необходимые данные. В том числе на маркировке должен быть указан производитель, материалы компрессионного трикотажа, класс компрессии, размер, требования по уходу за бельем.
Различают компрессионные чулки для мужчин и женщин, хотя принципиальная разница между ними отсутствует. При производстве женского трикотажа уделяется большее значение дизайну, поскольку предполагается его открытое ношение.
Необходимо учитывать, что компрессионные чулки представляют собой специфический вид трикотажа. Поэтому покупать их рекомендуется только в специализированных магазинах. Только в этом случае вы можете быть уверены в приобретении качественной продукции, которая будет эффективной в применении.
Подбор размера компрессионных чулок
Один из наиболее распространенных вопросов покупателей заключается в том, как правильно подобрать компрессионные чулки по размеру. Соответствие белья по данному параметру имеет ключевое значение для эффективности трикотажа.
Чтобы правильно определить необходимый вам размер компрессионных чулок, необходимо измерить следующие параметры ноги:
- диаметр голени в самом узком месте;
- диаметр голени в самом широком месте;
- диаметр бедра;
- длина ноги от пятки до бедра.
Замеры рекомендуется производить утром, до появления отечности ног.
Помочь в том, как выбрать размер компрессионного трикотажа, после проведенных замеров поможет специальная таблица.
Размер | Диаметр бедра | |||
---|---|---|---|---|
S | 18-20 | 26,5-37 | 40,5-56 | до 73,5 |
M | 20-24 | 29-39 | 44,5-61 | до 76 |
L | 24-28 | 32-43 | 50-66 | до 79 |
XL | 28-32 | 34-46 | 56-71 | до 81 |